Главная » Мотоспорт » Питание в дороге. Усталость и сонливость.

Питание в дороге. Усталость и сонливость.

Sundeep_standard

Cтатья для журнала “МОТОЭКСПЕРТ” о питании в дороге

Питание в дороге. Усталость и сонливость.

Текст Danny Molotov.

Сегодня мы поговорим о поступлении энергии, расходовании её организмом, а также о том, как не допустить усталости, и бороться с сонливостью.

Наступило лето, а с ним и настала отличная пора для дальнобоев, когда пейзажи, города и просторы бесконечно сменяют друг друга и километры асфальта, один к одному, ровно стелются под колёса. И, не считая возможных погодных коллизий, омрачать счастливую упоительность происходящего может только наступающая усталость и чары Морфея, утягивающие путешественников вместо манящих далей, к тёплым подушкам. На погоду хоть как-то повлиять технической возможности нет, а вот отодвинуть порог наступления усталости и подразвеять сонные чары вполне в наших силах, и в этой статье попробуем разобраться в том, каким образом это можно сделать.

Любая деятельность для организма — это расход ресурсов, а усталость — это в общем случае способ, которым организм сигнализирует о приближающемся их перерасходе. Сонливость — это одно из частных её проявлений. Под словом «ресурсы» будем подразумевать пищевые компоненты: белки; жиры; углеводы; витамины, соли, минералы; вода. В зависимости от специфики деятельности организму могут требоваться разные их сочетания. Скажем, для активной физической деятельности организму в первую очередь важны углеводы, это вид «быстрого» топлива, для покрытия текущих нужд. Для восстановления после неё нужны белки, это, в первую очередь — строительный материал. Жиры необходимы для обеспечения терморегуляции и для нервной деятельности, это — источник «медленной» энергии. А вода, витамины, соли и минералы необходимы для обеспечения работ как нервной системы, так и многих других внутренних процессов организма.
Получая вместе с пищей какой-то набор белков-жиров-углеводов, организм в любом случае способен конвертировать все их в калории для обеспечения себя энергией, но варьируя разные их источники, можно получать разный результат. Формула баланса расхода и поступления, конечно работает, но не «в лобовую»: Скажем, съеденный килограмм сала даст вам около восьми тысяч калорий, но вряд ли вы почувствуете себя после этого энергичным. Во-первых, способности нашего организма по конвертации пищи не идеальны; а во-вторых, и сам процесс усваивания пищи тоже может требовать энергии. То есть, рацион должен быть питательным и легкоусвояемым.

Теперь перейдём к практической части. Как мы уже проговаривали выше, в первую очередь необходимо обеспечить себя достаточным количеством энергии. Это можно сделать двумя путями:
-в течении всего дня питаться дробными маленькими порциями лёгкой пищи, не допуская переполнения желудка (и неизбежного появления сопутствующей сонливости);
-либо более традиционный: разбить всю пищу на два-три приёма. Недостаток второго варианта — потребность в отдыхе после еды.

И есть ещё третий вариант, наиболее оптимальный, комбинационный:
-легкий завтрак;
-дробные мелкие порции пищи в течении дня;
-масштабный полноценный ужин перед сном.

Такая стратегия позволит сохранить максимальную работоспособность в течении дня и хорошее восстановление за время сна.

Теперь о том, каким должен быть рацион.

Первое, с чего надо начать — тотальное исключение пищевого мусора: сладкие шипучки, сладости с цветными фантиками, «мясные» полуфабрикаты и консервы оставьте для тех, кому наплевать на свой организм и нет большой разницы на качество его работы.

Второе, это исключить на время дня тяжёлую пищу, усваивание которой организмом само по себе будет являться чрезмерно энергозатратной задачей для организма, ведь в целях решения этой задачи он лишит вас воли к жизни и отправит на пару-тройку часов в дивный мир волшебных сновидений.

Стоп-лист будут составлять продукты, сочетающие в себе тяжёлый белок, жир и углеводы: скажем, плов, жареная картошка с сосисками и котлетами, чебуреки и т.д. Третье, это сбалансировать рацион по количеству, составу и путям его поступления.

Пример комбинационного рациона:

-Завтрак: полпорции овсянки, макарон или гречки; варёное яйцо или омлет; кусок хлеба.
-Перекусы в течении дня: орехи; сухофрукты; фрукты; сыр; зелень и свежие овощи; сухарики.
-Ужин: красное мясо или рыба в любом виде; гарнир; овощной салат.

В течении всего дня пейте воду не только при первых сигналах появления жажды, но и без них. Вода определяет вашу работоспособность не в меньшей мере, чем питание. Применение такого варианта организации питания, при всей своей внешней простоте, значительно повлияет на вашу способность пролетать километры, не зная устали и печали.
Я намеренно не уделял внимания, различным напиткам со «взбадривающим» эффектом: систематическое их потребление так или иначе собьёт работу систем организма, и в долгосрочной перспективе не принесёт никакой пользы, кроме вреда. Но иногда бывают ситуации, когда очень клонит в сон, а до пункта назначения осталась всего сотня-другая километров. На такой случай надо держать про запас энергетики, имеющие в составе экстракт лимонника и гуараны. Такие продукты не вызовут эффекта up’n’down, подобно кофе, а будут дуть в вас энергию ровно и мощно; обеспечивая нужной степенью бодряка и концентрации. Отлично, если в их составе также будут аминокислоты и витаминно-минеральные комплексы, с повышенным содержанием витаминов С и группы В. Планируя своё путешествие, нет ничего сложного в том, чтобы заблаговременно позаботиться об этом и кинуть пару-тройку таких банок в кофр.

Лёгкой дороги и отличных впечатлений!

Поделиться: